Работа с детьми и подростками с МАК
Метафора блестяще работает с детьми. Она позитивно повлияет и на озорного непоседу, и на застенчивого молчуна. Дети легко отвлекаются на красочные описания, сопереживают героям. Мысли и поступки любимых Героев становятся для них примером для подражания, воспринимаются быстрее, чем прямые команды и указания.
Через карточки легко посмотреть на ситуацию “со стороны”, “наложить” на картинки происходящие события и будто извне за ней наблюдать, искать выход.
Мы можем ОТДЕЛЯТЬ проблему от ребенка/подростка. Берем карточку, с которой ребенок ассоциирует себя, и карточку, которая символизирует его проблему — страх, обиду, гнев, даже непослушание (вот — ты, а вот — твое поведение). А потом как игра по ролям — ты зачем к такому хорошему ребенку приходишь?) С каким посланием? Что несешь?
Очень много интересных ответов выходит. Затем карточки — трансформирующие мысли, эмоции, действия. Даже, какие шаги следует делать, когда почувствуешь, что страх/гнев/обида опять пришли к тебе?
В игровой такой форме решается много проблем.
Или — “Написать историю Героя” — где “Герой” (карточка-персонаж), с которым ассоциирует себя ребенок/подросток, оказывается в такой-то ситуации(карточка), которую, через испытания(карточки), решает, и присваивает себе какой-то “подарок”(карточки-ресурсы). Все это можно обогатить другими элементами (тоже карточками), “подсказывая” ребенку и “закладывая” в него новый паттерн мышления/поведения.
Или даже — через карточки — изучать свои эмоции, свои возможности. Когда они возникают? От каких ситуаций? Развивать ассоциативное мышление — на что похоже? С чем ассоциируется?
И т.д.
В практике моих учениц были результаты успешного освобождения детей от страхов, гнева, обид на родителей и негативного влияния друзей по школе.
Те, кто учился “для себя”, отметили, что отношения с детьми улучшились, смогли найти “общий язык”.
Одна моя ученица из Санкт-Петербурга писала мне в отзыве, что, “пройдя обучение работе с картами, смогла, наконец, помочь дочке через МАК рассказать о своих истинных чувствах и ВМЕСТЕ найти возможности для исполнения ее желаний”
Еще одна ученица — педагог из Копейска, отметила, что “МАКи и курс мне дали помощь в моей основной работе (я учитель), сейчас я с легкостью формулирую вопросы, чтобы дети САМИ дошли до правильного ответа!”
И очень много тех, кто сделал игры с картами семейной традицией. Для общения, сплочения и поиском выхода из сложных ситуаций. Договариваться через карты. Лучше понимать друг друга.
Посмеялась и порадовалась за ученицу из Финлядндии, которая стала использовать МАК для общения со своими детьми-подростками (“а не читать нотации! Чтобы они умели задавать и отвечать на эти вопросы СЕБЕ; слушать и слышать, Понимать и Принимать СЕБЯ (и, возможно, своё окружение), когда начнут взрослеть и когда уже станут взрослыми”)
Честно, даже я не рассматривала работу с картами так широко, как это получается у моих учениц.
Конечно, сами по себе картинки не будут иметь практического смысла, если специалист не освоит грамотную работу с ними — умение формулировать вопросы; пользоваться приёмами; слышать “что говорит клиент” и понимать, где он “застрял”; знать базовые техники консультирования и осознавать, как “работает” психика.
Однако, даже если всего вышеперечисленного не знать, взять в руки карты и попробовать с ними работать — ничего страшного не случится! В этом огромное преимущество этого инструмента. У вас может не получиться… Да… Зато вреда точно не будет!
Так почему бы не попробовать? А вдруг?