Область применения МАК
Диапазон применения метафорических ассоциативных карт как проективного стимульного материала как в групповой, так и в индивидуальной работе, как с детьми, так и с взрослыми — огромен.
Карты эффективно используются в работе с семьей, в психодраме, в гештальт-терапии, в арт-терапии, в транзактном анализе и психосинтезе.
МАК, обладая всеми преимуществами проективных методов, существенно расширяют терапевтический арсенал психолога или психотерапевта.
Карты позволяют получить доступ к целостной картине собственного «Я» клиента, к его личностному мифу о мире и о себе в этом мире, о субъективном образе ситуации с точки зрения клиента. Карты помогают прояснить и осознать актуальные переживания и потребности человека, его незавершенные внутренние процессы, а также наглядно иллюстрируют межличностные взаимоотношения людей и взаимоотношения человека с любыми идеями и образами из его внешней или внутренней реальности.
Метафорические ассоциативные карты успешно используются в тренингах, интерактивных беседах, в индивидуальных консультациях, незаменимы при организации группового взаимодействия детей, подростков и взрослых всех возрастов.
Метафорические ассоциативные карты позволяют наладить коммуникацию и создать атмосферу доверия, активизируют интерес людей к самоисследованию и саморазвитию. Карты прекрасно работают на задачу создания желаемого контекста, в котором каждый получает доступ к своему творческому началу.
Диапазон областей, где обращение через метафорические ассоциативные карты к воображению, фантазии и потоку ассоциаций может оказаться весьма эффективным и полезным, весьма широк, вот некоторые из них:
- коммуникационные игры и тренинги;
- создание положительной (безопасной) обстановки, в которой может осуществляться коммуникация и обмен мнениями без оценочных суждений;
- тренинг позитивного мышления;
- развитие интереса к самоизучению и саморазвитию;
- актуализация личностного роста;
- коррекция и терапия межличностных отношений;
- терапия супружеских отношений;
- терапия детско-родительских отношений;
- помощь в разрешении конфликтов;
- работа с линией времени, моделирование и исследование любых процессов в прошлом и будущем;
- реабилитационная работа;
- проработка и терапия травм;
- работа с посттравматическим синдромом;
- помощь в преодолении стрессов;
- проработка и терапия страхов;
- работа с психосоматическими явлениями;
- работа со сновидениями и фантазиями;
- развитие творческого потенциала детей и взрослых;
- бизнес-консультирование;
- командообразование;
- интеллектуальное и полезное развлечение в кругу друзей и семьи…
- и многое, многое другое.
Я помню, как рассматривала предложение пойти учиться работе с Метафорическими Ассоциативными Картами, видела все темы, которые “подвластны” этому инструменту и как объясняла мужу, что это такое и почему я задумалась над обучением.
В двух словах, я сказала — что это карточки, в которых каждый видит что-то свое.
Муж сказал — покажи. Я нашла в Гугле в картинках карточку. Вот она (чуть позже я узнаю, что она из колоды COPE):
Муж посмотрел и спросил — “Что ты видишь?) Неужели, не разбитое окно?”
Я ответила, что да, я вижу разбитое окно))
“В чем тогда фишка? Мы оба видим одно и тоже!”
Я спросила — “Как думаешь, кто и зачем разбил это окно?” — “Не знаю. Кто-то торопился выбежать из дома. Возможно, он рушился и нужно было скорее сваливать”
Как интересно. А я, когда увидела это окно и начала рассуждать “Кто и зачем”, подумала, что кто-то долго сидел взаперти. И, наконец, он нашел в себе силы (огромные силы), взять и разбить все, уйти, пойти жить своей жизнью!
К слову — муж увольнялся с работы, которая уже не приносила доход. “Сваливал”, так сказать.
А я — начинала “новую жизнь” — карьерную. Надоело сидеть, молчать, быть никем… Хотелось делать что-то для мира, выполнять свое предназначение! Кстати, после этой картинки я и приняла решение учиться работе с МАК. И быть успешным психологом.
О чем для вас эта карта? Спросите себя — кто, зачем, почему? В какой сфере вашей жизни она найдет свой отклик?